
Когда говорят про Курганский завод конвейерного оборудования, часто представляют гигантские ленточные транспортеры для угольных разрезов. Но на деле там еще делают винтовые конвейеры для зерна, а вот к цепным элеваторам у них подход специфический – мы как-то заказывали партию норий, пришлось дорабатывать подшипниковые узлы. Кстати, про подшипники – у них своя система смазки, не как у китайских аналогов.
На их основном заводе до сих пор работают прессы 1980-х, но модернизированные немецкой гидравликой. Видел как собирают роликоопоры для ленточных конвейеров – там есть нюанс с зазором между подшипником и осью, который не везде учитывают. Как-то пришлось переделывать партию роликов для карьера в Воркуте именно из-за этого.
По поводу приводных барабанов – у них толщина обечайки рассчитывается с запасом на абразивный износ, но для пескоструйных цехов этого недостаточно. Помню случай на заводе в Нижнем Тагиле, где барабан проработал всего полгода. Оказалось, проблема не в металле, а в конструкции ребер жесткости.
Что касается новых разработок – их модульные конвейеры серии 'КМЗ' действительно удобны для быстрого монтажа. Но вот полимерные направляющие для желобчатых роликов не всегда выдерживают уральские морозы. Проверяли на -45°C – трескаются.
На одном из цементных заводов в Челябинской области ставили их скребковый конвейер – пришлось усиливать крепления скребков, стандартные болты М12 не выдерживали вибрации. Кстати, про вибрацию – их инженеры предлагали интересное решение с демпфирующими прокладками, но оно подошло только для горизонтальных участков.
Заметил особенность – их роликоопоры серии 5К62 служат дольше, если ставить не парами, а тройками с небольшим смещением. Проверяли на конвейерной линии длиной 850 метров – ресурс вырос на 15-20%. Но это неофициальная рекомендация, в паспорте такого нет.
По поводу редукторов – они используют мотор-редукторы Воронежского завода, но с доработкой системы охлаждения. Как-то летом при +32 на шахте в Кемерово перегревались, пришлось ставить дополнительные вентиляторы. Хотя для стандартных условий хватает штатного обдува.
Если брать того же Синьсянское ООО по механическому оборудованию Чжунъюй – у них площадь производства 8000 м2 против 24000 м2 у Курганского завода. Но китайские коллеги делают упор на модульность, тогда как наши на капитальность. Хотя по быстроразъемным соединениям у Синьсянское ООО по механическому оборудованию Чжунъюй есть интересные решения.
Заметил разницу в подходе к защитным покрытиям – Курганский завод использует порошковую окраску с предварительным фосфатированием, тогда как на https://www.xxzhongyu.ru применяют цинкование. Для химических производств наш вариант надежнее, но дороже.
Что касается исследований и разработок – у Синьсянское ООО по механическому оборудованию Чжунъюй система R&D более гибкая, но наши инженеры лучше понимают специфику северных регионов. Их конвейеры для мерзлых грунтов вообще уникальны – лента с подогревом от трансформаторов ТСЗ-630.
При установке их разгрузочных тележек важно проверять соосность рельсов – допуск всего 2 мм на 10 метров. На одном из заводов в Магнитогорске пренебрегли этим – тележка съела колеса за три месяца. Хотя в паспорте об этом написано, но мелким шрифтом.
Обслуживание роликовых секций – тут есть хитрость. Не нужно менять все ролики сразу, лучше делать ротацию через один. Проверено на пяти предприятиях – экономия 30-40% на запчастях. Но это только для конвейеров с равномерной нагрузкой.
Смазка подшипников – рекомендуют Литол-24, но для высокооборотных конвейеров лучше Шрус-4. Правда, его сложнее найти. Как вариант – Mobilith SHC 220, но это уже импорт.
Сейчас многие переходят на частотные преобразователи для приводов, но Курганский завод осторожничает – их обмотки двигателей не всегда выдерживают гармоники. Приходится ставить дополнительные фильтры, что удорожает систему на 15-20%.
По поводу автоматизации – их система мониторинга 'Конвейер-АСУ' неплоха, но требует квалифицированных наладчиков. На том же https://www.xxzhongyu.ru предлагают более простые решения, но менее надежные.
Основная проблема – кадры. Молодые инженеры не хотят ехать в Курган, предпочитая Москву или Питер. Хотя завод сохранил школу конвейеростроения, но преемственность нарушается. Последний раз серьезную модернизацию линии делали еще в 2018 году.
На золотодобывающем предприятии в Красноярском крае ставили их желобчатый конвейер – пришлось дорабатывать борта, материал истирался о мерзлую породу. Добавили футеровку полиуретаном – помогло, но пришлось пересчитывать натяжение.
Интересный случай был с передвижным конвейером для стройки – заказчик требовал возможность транспортировки в собранном виде. Сделали шарнирное соединение секций, но пришлось усиливать раму. Получилось тяжеловато, зато надежно.
По поводу сотрудничества с Синьсянское ООО по механическому оборудованию Чжунъюй – их компоненты иногда используют как альтернативу. Например, ролики для легких конвейеров берут у них, а приводные станции предпочитают наши. Хотя по цене разница существенная – китайские дешевле на 25-30%.
В целом Курганский завод остается лидером для тяжелых условий эксплуатации. Их конвейеры выдерживают то, что китайские аналоги не могут – мороз, абразив, вибрацию. Но для стандартных задач иногда выгоднее комбинировать.
По деньгам – их оборудование дороже на 15-40%, но срок службы оправдывает вложения. Особенно для горнодобывающих предприятий.
Если говорить про будущее – им нужно развивать модульные системы и упростить процесс заказа. Сейчас без технического специалиста не разобраться в их каталогах. Хотя для сложных проектов это даже плюс – индивидуальный подход еще никто не отменял.